Компания ResearchView проанализировала данные ранее проведённых исследований рынка финансов в России в категории Premium Banking с целью выяснения, какие изменения произошли на этом рынке в 2023 году и каковы перспективы его развития.
Согласно данным Frank RG, за первое полугодие 2023 года общий капитал состоятельных клиентов в банках под управлением Premium Banking вырос на 31% и составил 13,1 трлн рублей. Значительный рост капитала был зафиксирован во всех трех Premium-сегментах: в Premium Light (до 4 млн руб. на счете клиента) – на 38% (1,8 трлн руб.), Premium Banking (4–10 млн руб.) – на 25% (5,0 трлн руб.) и в Top Premium (от 10 млн руб.) – на 34%, что составило 6,3 трлн рублей.
Увеличился и средний размер капитала клиента Premium Banking, и в первом полугодии 2023 года он составил 4,1 млн рублей, что на 7,9% выше по сравнению с прошлым годом. Выросло и количество премиальных клиентов банков с более высоким капиталом: на 0,9 п.п. в категории Premium Banking и на 0,6 п.п. в Top Premium. Однако наблюдается уменьшение в Premium Light сегменте: на 0,1 п.п. в категории клиентов с капиталом 1,4-4 млн рублей и на 1,4 п.п. – с капиталом до 1,4 млн рублей. Снизилось и среднее количество премиум-программ: так, в первом полугодии 2023 года в среднем предлагалось 1,55 премиальных программ на клиента (1,61 – в первом полугодии 2022 года).
В 2023 году при выборе банковской программы премиальные клиенты стали чаще обращать внимание на сам продукт (55% по сравнению с 50% в 2022 году). Так, на первом месте списка – daily banking (обслуживание базовых потребностей клиента). В категории «продукт» клиентов также интересует размещение денежных средств (12,4%), небанковские привилегии (11,2%) и кредиты (5,1%). Кроме этого, немаловажную играет различный сервис (32%), предлагаемый банками, а именно сервис цифрового обслуживания, сервис в отделениях и колл-центрах, а также работа менеджера и инвестиционного консультанта. Репутация банка – неглавный критерий выбора премиального обслуживания – данный параметр интересует только 13% клиентов.
Что касается небанковских привилегий premium-программ, наиболее важными оказались привилегии в путешествиях – это отметили 79,5% клиентов. Помимо этого, состоятельные граждане обращают внимание на страхование и медицину как возможную небанковскую привилегию, а также на открытие карты за рубежом, скидки на фитнес-абонементы и консультации по юридическим или налоговым вопросам.
К лучшим банкам в сегменте премиального обслуживания разных категорий можно отнести Сбербанк с программами «СберПервый» и «СберПремьер», Альфа-Банк (Альфа-Премиум), Тинькофф (Тинькофф Премиум), ВТБ с программой «ВТБ Привилегия», а также МКБ (МКБ Премиум) и Газпромбанк (Газпромбанк Премиум). В основном, банки предлагают следующие привилегии своим клиентам: персональный менеджер, консьерж-сервис, выделенная линия для клиентов, особые условия на кредиты и инвестиции, доступ в бизнес-залы аэропортов, страхование в путешествиях и др.
Ключевые перспективы рынка:
Все больше клиентов предпочитают взаимодействовать с банком дистанционно, из-за чего теряется эмоциональная составляющая премиального сервиса. Однако при этом сохраняется необходимость наличия персонального менеджера для решения сложных вопросов.
Приток средств премиальных клиентов восстанавливается по мере общей стабилизации российской экономики. В таких условиях может снижаться интерес как к увеличению накоплений в наличной форме, так и к переводу средств в зарубежные банки.
В топе актуальности остаются консервативные инструменты для формирования портфеля преимущественно из активов с фиксированной доходностью.
Сохранится спрос на инвестиционную недвижимость за рубежом, прежде всего, в «дружественных» странах.
Специалисты агентства ResearchView, имеющие большой опыт работы по исследованию рынка финансов премиальной и люксовой аудитории, готовы помочь вам в изучении потребностей ваших текущих и потенциальных клиентов в этом сегменте рынка.