Александр Лаврентьев, генеральный директор «Антипиратские Технологии» о распространенных мифах и заблуждениях вокруг авторского права
Если фото, графические работы, видео доступны бесплатно можно использовать без разрешения?
Контент, размещённый в интернете, охраняется авторским правом, и для использования необходимо получить коммерческое либо “свободное” разрешение. Агрегаторы поисковиков подтягивают визуальный контент по вашему запросу, в том числе и с каталогов товаров, поэтому советуем “копнуть глубже” и найти первоисточник, поскольку отсутствие запрета не есть согласие. Замечу, что “свободное” использование не снимает всех ограничений. Правообладатель может установить требования, например, попросить указать ссылку на свой профиль в социальных сетях или сделать пометку об авторстве. Поэтому, в мире экономики эмоций, где преобладает визуальный выбор, лучшее создавать собственный контент. Очень неплохой выход нашли представители туриндустрией — на портале Russia Travel создан бесплатный фотобанк туристических маршрутов.
Если не зарабатываем на использовании чужого контента, это не нарушение авторских прав?
Некоммерческое использование тоже может нарушить авторские права и закон будет на стороне правообладателя. Хуже, если контент используется в коммерческих целях и не важно в сети или в реале. Недавно судебные приставы Омской области взыскали с бизнесмена в пользу Союзмультфильма компенсацию из-за продажи товаров с использованием изображения мультфильма «Буратино». И не факт, если вы используете изображение Буратино на своей странице в соцсети, это не вызовет вопросы у правообладателя.
Если внесены изменения в чужое произведение, он меняет автора?
Изменение или адаптация чужого контента не переводит авторские права на нового автора. Измененное произведение может рассматриваться как производное, и для его создания и распространения часто требуется разрешение владельца авторских прав на оригинальное произведение.
Можно ли логотипы и бренды свободно использовать, если они не зарегистрированы как торговые марки?
Хотя регистрация торговой марки предоставляет дополнительную защиту и облегчает обеспечение прав, даже незарегистрированные торговые марки могут быть защищены в рамках законодательства о недобросовестной конкуренции. Использование чужих логотипов и брендов может привести к юридическим проблемам. Опять-же из недавней судебной практики, американская компания Levi Strauss & Co, владелец бренда Levi’s, засудила бизнесмена из Татарстана из-за нарушение исключительных прав на товарные знаки.
Защищены ли обложки книг и пр. авторскими правами отдельно от текста
Обложки и текст внутри защищаются авторскими правами независимо друг от друга. Даже если текст книги вошел в общественное достояние, обложка может оставаться защищенной авторскими правами.
Как будет развиваться направление защиты авторских прав, товарных знаков и интеллектуальной собственности?
На Западе борьба за товарные знаки и интеллектуальную собственность является нормой, и патентные войны приводят к огромным убыткам для бизнеса. В России же предприниматели и потребители только начинают осознавать важность авторского права. Для борьбы с пиратством разрабатываются специальные технологии, включающие алгоритмы мониторинга и информирование участников рынка о рисках и законных путях приобретения и работы с контентом.
Автор: Виктория Николаева