На Втором крупнейшем фестивале для профессиональных строителей и дизайнеров Knauf Build Fest 2024 прошла сессия, озаглавленная в программе «Ожидания экспертов строительного рынка на 2025 год. Опять сложности или новые возможности?». Участники из Лемана ПРО, Авито, руководители строительных компаний обсудили современное состояние рынка многоэтажного и малоэтажного строительства, ипотеку и счета эскроу, сделали свои прогнозы на будущее и рассказали, как быть успешным. Модерировала сессию руководитель торгового маркетинга Московской сбытовой дирекции КНАУФ Оксана Голобородько.
Дорого, но хорошо и быстро
По мнению директора категории «Стройка» Лемана ПРО Евгения Вичёрки, 2025 год – это год возможностей с определенным набором ограничений. Главная негативная характеристика – дефицит рабочих. Он есть сейчас, и он точно останется в 2025 году. При этом число собственников квартир, которые готовы выполнить какой-то ремонт своими руками, также будет сокращаться, а значит спрос на рынке частного заказчика будет расти. Мультипликатором роста может стать еще и большой объем еще готового и еще строящегося жилья, которое только ждет своего покупателя. По оценке эксперта, до 40 процентов жилья продается без отделки. Также будут расти и цены на строительные материалы. Причины: дорогая логистика, импортные компоненты, запчасти и оборудование. Поэтому консенсус на 2025 год – «важно, чтобы рабочие могли сделать ремонт быстро и качественно», чтобы мастера могли перейти на следующий объект, а клиент получил за свои деньги лучший результат и не имел претензий.
Какое решение может быть у этой задачи? – «Это строительные системы, которые позволяют очень быстро выполнять работы с гарантированным уровнем качества. Мы это также будем реализовывать у себя на полках», — поделился Евгений Вичёрка. – «Строительные системы, готовые к применению товары, комплексные технологичные решения со всеми комплектующими и инструментом».
Здоровье и знания
Руководитель строительно-девелоперской компании Ivashchenko Марк Иващенко воздержался от прогнозов на 2025 год. Самая выгодная стратегия, по его мнению — консерватизм: то есть стоит делать только то, что наверняка принесет результат. И тут главное – это забота о собственном здоровье и здоровье близких людей. А еще нужно обратить внимание на образование. «Это инвестиция, которая всегда будет с вами. Например, у ребят в КНАУФ есть учебный центр», — отметил эксперт. В центрах обучения технологиям КНАУФ можно получить навыки работы с системами сухого строительства, благодаря подходу КНАУФ к созданию комплектных систем и отработанным технологиям обучения квалифицированному отделочнику относительно несложно стать монтажником каркасно-обшивных конструкций – востребованным и высокооплачиваемым специалистом. «Найдите мне еще одну профессию, где вы можете прочитать 120 страниц, или хотя бы с собой носить эти 120 станиц Руководства по сборке перегородок и облицовок, и зарабатывать 200 – 300 тысяч», — обратился к своим коллегам Марк Иващенко. – Два дня сходите обучитесь и будете успешны, это 100 процентов».
Ипотека, которой нет, и крупные игроки на рынке ИЖС
Антагонистом оптимистов из Лемана ПРО выступил руководитель проектов развития выставки «Малоэтажная страна» Андрей Антипин. По его мнению, после внедрения эскроу-счетов на рынке ИЖС сложилась ситуация, когда отдельно взятой «компании строить на собственные деньги невыгодно, а привлечь заемные средства эта компания не может, потому что у нее нет активов для залога. «Среди всех компаний, действующих на рынке ИЖС, число компаний, которые в состоянии обеспечить заемные денежные средства залогом, который есть в их активах, в лучшем случае процентов 5», — считает Андрей Антипин. — На рынке копится огромный нереализованный спрос, нет такого количества строительных компаний, которые способны удовлетворить его с учетом всех вводных, которые нам предложило государство сейчас – «пружина сжимается». И вот: «Добро пожаловать на рынок, крупные игроки типа Сбер-ИЖС, Яндекс-ИЖС, Вайлдберрис-ИЖС, которые способны обеспечить своими активами привлеченные денежные средства и горизонт планированию у которых 10-20, а то и 30 лет», — «пофантазировал» эксперт, — и все независимые строительные компании превращаются в подрядчиков больших игроков, обеспечивая их контрактные обязательства». По его мнению, ипотека на рынке ИЖС превратилась в настоящее время в подобие «кота Шредингера», она как бы есть, но получить ее невозможно, так как это невыгодно ни банкам, ни строительным компаниям.
При этом прогноз Андрея Антипина почти совпал с оптимистичным мнением Евгения Вичёрки из Лемана ПРО: «Мы идем в сторону индустриализации: строить нужно быстрее, строить нужно лучше, но с приходом крупных игроков мы, к сожалению, рискуем получить повсеместно усредненную «так себе «квартиру» только на земле».
Видеоролики для клиентов
Представитель компании «Авито» Иван Франчук считает, что спрос на строительные услуги будет расти и будет расти семимильными шагами, но строителям стоит учитывать резкое изменение профиля клиента: условного «крепкого хозяйственника» сменил сейчас молодой человек, живущий в цифровом мире. Взаимодействие с клиентом должно выстраиваться на его языке, больше нельзя уповать только на сарафанное радио. Для клиента важен личный бренд, общение без посредников онлайн и видеомаркетинг.