В прошлом году на перевозчиков посыпалась целая масса новых задач, которые нужно было решить так быстро, как только это было возможно – причем в совершенно новых геополитических условиях и без прежних партнёров (в особенности если речь шла о западных компаниях). Так, ушли SAP и Oracle, которые предоставляли основное множество цифровых платформ, которые служили перевозчикам объединённым хранилищем данных и единым пространством для операций. К счастью, российский софт быстро пришёл на смену и позволяет на данный момент экономить до 7% от себестоимости перевозок, говорит гендиректор ГК «Деловые Линии» Фарид Мадани.
Эксперт также отмечает, что перелом коснулся географии доставки. Сейчас основную нагрузку по перемещениям грузов в Россию с запада взял на себя логистический коридор «Север-Юг». Казахстан, Беларусь, Киргизия, Иран, Индия и Арабские Эмираты — одни из самых перспективных направлений коридора «Север-Юг», потенциал которого оценивается около 25 млн. тонн к 2030 году при условии развития оптимистичного сценария. Финансовые ограничения, возникающие на северо-западном направлении, с лояльными государствами решаются путем перехода среднего и малого бизнеса на расчеты в китайских юанях, индийских рупиях, эмиратских дирхамов и казахских тенге.
Наконец, важен также общий тренд уже сугубо внутреннего рынка — «обеления» и очищения отрасли от серых игроков. Консолидируется отрасль вокруг опытных и крупных компаний. Правительство, со своей стороны, поддерживает отрасль: до 2023 года Министерство транспорта не поднимает тарифы на проезд по системе «Платон», для участников ВЭД введены определенные послабления в части таможенного оформления, для грузовых авто изменились условия получения специальных разрешений, допустимое увеличение грузоподъемности составляет в 2022 году до 10% вместо 2% ранее. Кроме этого, модернизируется инфраструктура. Например, на загруженном «Верхнем Ларсе» до конца следующего года государство планирует увеличить количество полос до 40. Сейчас на погранпереходе создано только 12.