Российская программа инвестквот оказалась под угрозой из-за судостроителей

14 апреля

Рыбопромышленники остаются заложниками ситуации

В конце марта на судостроительном заводе «Пелла» в Ленинградской области случилось ЧП. Еще несданный заказчику траулер «Скорпион» завалился на бок. В результате – двое погибших, многомиллионные убытки заказчику и угроза для всей программы инветквот. В том, как связаны эти события, разбирался журналист «Комсомольской правды».  

В материале «Заводы строятся, траулеры — в уме», опубликованном на сайте издания, отмечается, что судно строилось по заказу мурманской ГК «ФЭСТ» в рамках программы выделения квот на добычу рыбы в обмен на инвестиции в обновление флота или береговые заводы. Программа стартовала в 2017 году. В рамках проекта рыбопромышленники заказали на российских верфях 53 современных судна, общей стоимостью 172 млрд рублей. Это было гарантией получения квот на вылов рыбы и внушительной помощью судостроительной отрасли.

«Скорпион» заложили в конце 2017 года, в середине 2019 года спустили на воду, а летом 2021 года должны были передать заказчику. Сдавали с опозданием, по первоначальному графику траулер должен был выйти на промысел еще в 2020 году. Тогда вмешались экономические сложности, сторонам удалось договориться об отсрочке. Теперь найти компромисс вряд ли удастся – после аварии со «Скорпионом» ГК «ФЭСТ» отказывается забирать судно. Во-первых, потому что морская вода могла повредить внутреннее дорогое оборудование, во-вторых, моряки народ суеверный, а тут сразу неудача. Как следствие – многомиллионные убытки (на строительство двух траулеров, один из которых печально известен, Альфа-Банк выделил в кредит 47 млн евро), и отсутствие квот, так как они напрямую связаны с обновлением парка судов.

ЧП на «Пелле» сдернуло завесу с еще одной, более глобальной проблемы. Почти на всех судостроительных предприятиях страны за счет средств рыбопромышленников «латают» старые проблемы. Верфи закредитованы, финансовое положение всех крайне неустойчивое. На строительство у корабелов не остается ни средств, ни сил, ни времени. С 2017 года рыбаки получили лишь 5 траулеров. Над 26 заказами по всей стране ведется работа, но в сроки никто не укладывается.

Минимальный срыв графика – 6 месяцев – максимальный – 2 года. Такие цифры во время встречи с президентом России Владимиром Путиным озвучил глава Росрыболовства Илья Шестаков.

Даже если траулеры будут сданы, рыбаки столкнутся с тем, что обслуживать их не где. Этот факт ставит отрасль в зависимость от иностранного сервиса.

На фоне этой ситуации все чаще звучат призывы пересмотреть проект «квот под киль» в пользу инвестиций в объекты береговой переработки. А рыбакам остается только ждать и надеяться, что профинансированные суда придут целые и в срок.

Читайте также