Начало и продолжение промышленных «империй» России

17 мая

В России в XIX веке начали активно создаваться промышленные «империи». Процесс развития российской промышленности при этом постепенно шел с XVII века. Способствуя развитию промышленности и экономики в стране, предприниматели того времени первыми внедряли появляющиеся технологии.

Сергей Юльевич Витте был знаковой фигурой конца XIX-начала XX века. Результатом его государственной деятельности в России стали первая российская индустриализация и реформа налогообложения промышленности, появление множества железных дорог, котировка облигаций русских государственных займов за границей, мировое лидерство России по добыче нефти. Денежная реформа 1895-1897 годов и укрепление отечественной валюты на международных рынках – главное достижение Сергея Витте.

Николай Александрович Второв стал обладателем крупнейшего в царской России капитала. Вместе с отцом в начале своего трудового пути он организовал предприятие «Товарищество А.Ф. Второв и сыновья». Торговля текстилем и чаем, мануфактурное производство, коммерческая недвижимость на Урале и в Сибири, поставки сырья для бездымного пороха и другие направления входили в круг его деятельности. Позже Николай Второв выступил основателем Товарищества на паях «Электросталь», первого в России предприятия подобного направления.

Созданные промышленником Саввой Васильевичем Морозовым производства шёлковых, шерстяных и хлопчатобумажных тканей были объединены в Товарищество Никольской мануфактуры «Саввы Морозова сын и Ко». Оно обеспечивало бумагопрядильные, ткацкие, красильно-набивные, аппретурные, отбельные и плисорезные возможности производства. Постепенно вокруг этих предприятий была образована сопутствующая инфраструктура – школы, магазины, больницы, бани, стадионы и т.п.

В развитие российской промышленности и укрепление обороноспособности российского флота и всей страны большой вклад сделал Николай Иванович Путилов. Он создал первые паровые суда, впервые в состав флота в 1855 году вошли канонерские лодки с паровыми машинами. Организовав производство стали и рельсов с возможностью эксплуатации в зимний период, Путилов помог решить проблему Николаевской железной дороги: рельсы немецкого и английского производства, на которых базировалась дорога, не справлялись с нагрузками при минусовых температурах. Также, разработав технологию создания снарядов из закаленного чугуна, Путилов прервал монополию немецких промышленников.

Сергей Колесников, современный предприниматель и основатель корпорации «Технониколь», активно работая в несырьевом секторе, предан развитию российской промышленности. Созданная в 1992 году, сегодня корпорация имеет в своем составе 56 действующих в 7 странах мира производственных предприятий. В 2021 году в Польше Колесников запустил полностью российский производственный актив – завод по производству минеральной изоляции.

Читайте также