Эксперт ЛАНИТ рассказал о методах подготовки ИТ-кадров для машиностроения

29 декабря

Уже долгое время в России существует проблема подготовки инженерных и ИТ-кадров для машиностроительных предприятий. Нехватка квалифицированных специалистов наблюдается в крупных промышленных городах: Москве, Санкт-Петербурге, Перми, Екатеринбурге и др. Крайне востребованы специалисты, обладающие знаниями и опытом для разработки и внедрения цифровых решений.

Разрыв между компетенциями молодых специалистов и потребностями отрасли связан с ориентацией крупных машиностроительных холдингов на непрерывное повышение уровня использования современных передовых технологий на производстве. “Опыт департамента цифровой трансформации машиностроения ЛАНИТ показывает, что крупные ИТ-компании могут в значительной степени помочь решить эту проблему, обучая студентов цифровым методикам проектирования и производства еще в стенах вузов”, — рассказывает Александр Романов, директор департамента цифровой трансформации машиностроения ЛАНИТ.

В ЛАНИТ разработаны несколько форм обучения. Классическая форма — набор академических программ для вузов, при создании которых специалисты ЛАНИТ опирались на запросы университетов и их отраслевую специфику. К примеру, в МГТУ им. Н.Э. Баумана на кафедре РК6 студентам преподается отдельный курс “Системы автоматического проектирования” (САПР), который моделирует работу конструкторского бюро. По словам Александра Романова, в основе академической программы лежит учебный модуль по методологии нисходящего контекстного проектирования, обучающий студентов технологии создания электронного макета изделия с использованием CAD, CAE и PLM-систем.

Процесс изготовления разделен на несколько этапов: формирование требований к изделию, конструирование его внешнего вида и взаимодействия основных блоков, организация технологического и производственного процессов. Методологией предусмотрено параллельное проектирование, которое заключается в совместной работе конструктора, технолога и всех остальных пользователей непосредственно внутри системы. “Единая и актуальная для всех участников процесса среда проектирования позволяет драматически снизить число ошибок как при самом проектировании, так и при производстве и эксплуатации изделий”, — заметил Александр Романов. Важным результатом становится раскрытие для студентов смысла операций, кажущихся на первый взгляд “лишними”, а также путей их реализации в системе.

Вторая форма обучения – проектная. Проектное обучение максимально точно воспроизводит реальный процесс работы на производстве. В качестве примера эксперт привел проект Formula SAE. Это международные инженерные соревнования студенческих команд по созданию гоночных автомобилей типа “Формула”, для участия в которых в  2012 году  МГТУ им. Н.Э. Баумана собрал собственную команду Bauman Racing Team. В ходе проектирования и создания гоночного болида, участники смогли пройти все этапы изготовления изделия.  “Это очень важно для нас, для отработки нашей методологии, чтобы понять, насколько наши методы, отлаженные для больших предприятий, хорошо работают в таких маленьких проектных бюро, где очень сжатый цикл”, — добавил Александр Романов.

В итоге был осуществлен полный переход на единую PLM- систему,  а также прошло внедрение подходов проектирования “сверху-вниз”, повысивших достоверность информации об изделии. “Конечно, основная заслуга – профессионализм студентов, членов команды, но нам приятно думать, что цифровизация процессов, которую мы обеспечили, вносит вклад и в качество проектирования, и в его скорость”, — поделился Александр Романов. За три года в рамках проекта прошли обучение более трехсот человек. Для самостоятельных занятий ЛАНИТ предоставил участникам два видеокурса, три презентационных текстовых курса, а также разработал стандарты проектирования.

Следующий пример —  проект по оцифровке нескольких ранее разработанных изделий, объединивший учащихся академической программы ЛАНИТ из МГТУ им. Н.Э. Баумана, специалистов ЛАНИТ и сотрудников предприятия, которые выступили в роли наставников.

Менее чем за два года студенты смогли провести оцифровку двух сложных и крупных изделий, а также скорректировать ряд ошибок в документах. В проекте были задействованы более двадцати человек, многие из которых остались работать в конструкторском бюро и в отделе САПР предприятия-заказчика. “Необходимо постоянно учитывать, что взаимодействие со студентами заметно отличается от работы с конструкторами предприятий – заказчиков. И темпы работы иные, и информацию надо доносить иначе”, — подчеркнул Александр Романов.

В настоящий момент основной своей задачей ЛАНИТ видит накопление опыта в рамках поддержки инженерного образования и дальнейшее масштабирование обучения. Для распространения собственных подходов в различных вузах компания активно сотрудничает с МГТУ им. Н.Э. Баумана на площадке нового Научно-образовательного центра (НОЦ).

В планах компании сотрудничество с Сибирским государственным университетом путей сообщения в проекте по разработке специализированного устройства для нового поезда.

Помимо этого, компания является партнером Уральского федерального университета (Екатеринбург) в рамках создания передовой инженерной школы. “Здесь тоже важна наша экспертиза в PLM и опыт отработки навыков на практике”, — говорит эксперт.

По мнению Александра Романова, сотрудничество с предприятиями очень важно. Кроме того, отметил он,  государство поддерживает этот процесс, создавая необходимые инструменты. “Так, шагом вперед стало Постановление Правительства РФ № 619, принятое 8 апреля 2022 г., в рамках которого реализуется программа развития передовых инженерных школ, которая направлена на создание и развитие новых научных, инженерно-технологических направлений совместно с высокотехнологичными компаниями. Мы надеемся, что в дальнейшем это будет способствовать созданию новых образовательных площадок, где мы сможем передавать накопленные знания и экспертизу”, — резюмировал эксперт.

Читайте также