По данным статистики, оборот рынка франчайзинга за 2023 год вырос на 14,5% до показателя 3,18 трлн рублей. Количество франшиз в сравнении с 2022 годом увеличилось на 6%. При этом положительная динамика наблюдается в течение нескольких последних лет. Популярность такого формата ведения бизнеса, как франшиза, растет, и в обозримом будущем этот тренд сохранится.
Однако франшизы бывают разными, и ориентироваться исключительно на статистические показатели не стоит. Как и в любом другом направлении бизнеса, во франчайзинге бывают и очень удачные, и откровенно провальные проекты. Очевиден факт: чтобы франшиза стала успешной, необходимо учесть множество факторов.
В статье на примере популярной сети “Не Школа” детально рассмотрим процесс запуска франшизы: от выбора направления до первых продаж и масштабирования. Мы расскажем, какие сложности могут возникнуть при создании франшизы, сколько этапов предстоит пройти перед тем, как выйти на самоокупаемость, и как сделать франшизу известной.
Когда стоит запускать франшизу — опыт “Не Школы”
В обществе бытует стереотип, что запускать франшизу нужно после того, как бренд в течение 3-5 лет поработал, смог закрепиться на рынке и стал популярным хотя бы в родном регионе.
Но в жизни все иначе, и зачастую франшизы открываются практически с нуля, без популярности и какого-либо масштаба. Например, по такому пути развития пошли создатели франшизы “Не Школа”.
И, надо сказать, этот путь оказался выигрышным. Судите сами:
- в 2024 году сеть “Не Школа” вошла в топ-30 рейтинга Forbes как одна из самых выгодных франшиз в России;
- начиная с 2015 года были открыты более 300 филиалов сети “Не Школы” в 5 странах мира и во всех крупных российских городах;
- франшиза работает по 4 направлениям, для каждого из которых разработана авторская методика обучения: барабаны, вокал, гитара и детское образование;
- за годы работы в “Не Школе” прошли обучение более 10 тысяч человек;
- срок окупаемости инвестиций составляет 6-10 месяцев, что само по себе уникально для такого направления бизнеса, как обучение музыке;
- у “Не Школы” более 40 инвесторов, которые готовы вложиться в развитие филиалов франшизы;
- в среднем ежемесячная чистая прибыль франчайзи составляет более 300 тысяч рублей.
Разумеется, к таким результатам удалось прийти не сразу. На пути к успеху создатели франшизы столкнулись с множеством трудностей и прошли несколько этапов роста. О них и расскажем подробно в следующих разделах.
Этап 1. Подготовка к запуску
На начальном этапе важно разработать франчайзинговое предложение, которое сможет составить достойную конкуренцию существующим продуктам. Также необходимо упаковать франшизу, чтобы она стала интересной для потенциальных покупателей.
Для этого необходимо:
- иметь действующий и приносящий прибыль бизнес. Например, у “Не школы” были студии по обучению игре на барабанах, работавшие в Москве и Санкт-Петербурге;
- отработать бизнес-модель в течение определенного периода, минимально — в течение одного года;
- продумать концепцию франшизы, причем сделать ее понятной не только для потенциальных партнеров, но и для инвесторов, если планируете их привлекать;
- разработать финансовую и бизнес-модели франшизы: рассчитать все затраты, сроки окупаемости, возможную прибыль и иные показатели эффективности бизнеса;
- подготовить рабочие документы по франшизе: регламенты, скрипты, договоры с партнерами и т.д.
- продумать возможные риски и угрозы, а также понять, как защититься от копирования (однажды вы с этим столкнетесь).
Франшиза — продукт, который должен быть понятным покупателям, приносить им прибыль и не создавать проблемы. Поэтому необходимо протестировать идею и только после этого упаковывать и продавать ее.
Этап 2. С нуля до первых продаж
После упаковки франшизы создатели “Не Школы барабанов” поставили амбициозную цель: в короткие сроки найти пять партнеров, которые не просто купят, но и сделают крутой результат.
Несмотря на то что “Не школа барабанов” уже имела в копилке большое количество положительных отзывов учеников, создатели франшизы не ставили цель побыстрее продать и заработать на паушальных взносах. Стояла острая необходимость доказать, что их модель рабочая и прибыльная, поэтому к выбору первых партнеров отношение было особым.
Сегодня в “Не школе” вспоминают: “Первые продажи — это сплошная отработка возражений. Чем серьезнее предприниматель, тем он требовательнее и тем более внимательно он взвешивает все плюсы и минусы, прежде чем купить. В самом начале цикл сделки был длинным: приходилось проводить до 5-7 встреч, снова и снова разбивая сомнения. Чтобы вызвать доверие, мы проводили живые экскурсии для партнеров по действующим филиалам и раскрывали показатели бизнеса”.
Этап 3. Масштабирование
Основная ценность франшизы “Не школы”, благодаря которой она заработала огромное количество положительных отзывов, — сопровождение и постоянная поддержка партнеров. Поэтому на открытие первых школ собственники франшизы выезжали лично, а затем в течение нескольких месяцев поддерживали партнеров удаленно: проводили консультации, организовывали обучения, контролировали финансовые показатели и т.д.
На этапе масштабирования меняется модель продаж: если в самом начале необходимо формировать веру в светлое будущее, то далее можно смело показывать успешные кейсы первых партнеров, которые в режиме реального времени развивают франшизу и уже зарабатывают.
Кроме того, после успешного запуска первых школ необходимо задуматься о создании управляющей компании, в которой будет работать сильная команда. Также с ростом сети важно оцифровать процессы. Вместо бесконечных Excel-таблиц, целесообразнее найти или разработать собственную, единую для всей сети ERP-таблицу. Это необходимо для создания прозрачной системы управления партнерами.
Большинство франшиз работают по принципу: один город — один филиал. Так как франчайзер всегда ограничен масштабами страны, в какой-то период рост будет возможен исключительно за счет выхода на зарубежные рынки или запуск новых направлений. Например, наступил момент, когда создатели “Не Школы барабанов” поняли, что их партнерам интересно обучение игре на гитаре. Это разные продукты, но с одинаковой бизнес-моделью, а значит, и количество новых филиалов в одном городе можно увеличить. Позже к барабанам и гитаре добавились вокал и такое направление франшизы, как “Не Школа KIDS”.
Итоги
В открытии франшизы, несомненно, много плюсов. И вопрос не только в прибыли. Если мыслить глобально, грамотно продуманная франшиза будет влиять на рынок и задавать тренды. И можно с уверенностью сказать, что этой цели в определенной степени добились создатели сети “Не Школа”. Не так важно, какое направление франшизы “Не Школа” запускается — барабаны, вокал, гитара или “Не Школа KIDS” — положительные отзывы о них уже есть, бизнес-процесс отработаны, а значит, сделать успешным новый филиал вполне реально.