Исследование уровня автоматизации ведущих российских банков провели компания «ЛАНИТ — Би Пи Эм» (входит в состав ГК ЛАНИТ) и аналитический центр TAdviser. В ходе исследования были опрошены представители 50 российских банков, каждый из которых входит в список топ-100. Результаты исследования показали приоритетные для компаний отрасли ИТ-разработки и продукты, объемы инвестиций в ИТ-проекты, а также главные цели и задачи цифровизации на ближайший год.
Ключевые выводы исследования:
* 52% лидеров банковской сферы продемонстрировали рост бюджетов на автоматизацию;
* в 2021 году ведущие банки рассчитывают инвестировать в автоматизацию более 500 млн рублей;
* 90% опрошенных планируют внедрение ИТ-решений для самообслуживания;
* перед 74% банков встала проблема дефицита ИТ-специалистов;
* 92% участников опроса автоматизировали свой бэк-офис;
* самый высокий уровень автоматизации показали кредитные процессы малого (58%) и среднего бизнеса (54%).
Как реализуются проекты по автоматизации бизнес-процессов в 2021 году
30% банков планируют ускорить процессы автоматизации в течение года, а 68% рассчитывают сохранить уже имеющиеся темпы роста. При этом, ведущие игроки придерживаются утвержденной стратегии и продолжают реализацию проектов по автоматизации. Банки среднего размера приняли решение сократить число проектов и сделать акцент на обеспечении кибербезопасности, непрерывности бизнеса и разработке дистанционных каналов предоставления услуг.
Игорь Потоцкий, генеральный директор «ЛАНИТ — Би Пи Эм», рассказал о причинах увеличения темпов автоматизации: “Пандемия стала триггером для автоматизации и быстрого создания новых цифровых продуктов. Очевидно, что российские банки считают автоматизацию бизнес-процессов приоритетной задачей. Темпы автоматизации будут только расти, и банки-лидеры рынка действуют в рамках глобального тренда гиперавтоматизации, согласно которому все, что должно быть автоматизировано, будет автоматизировано. Именно автоматизация становится все более значимым фактором, который позволяет компаниям становиться более конкурентоспособными”.
Изменение бюджетов банков на автоматизацию в 2021
В 2021 году, по сравнению с предыдущими годами, у 44% банков было выявлено увеличение бюджетов на автоматизацию. У 36% участников исследования величина выделяемых средств осталась на прежней отметке.Инвестиции в автоматизацию более половины крупных банков оказались больше 500 млн руб.
Причины запуска проектов по автоматизации бизнес-процессов
Растущие ожидания клиентов относительно качества предоставляемых сервисов и вариантов их доставки способствовали быстрому развитию новых проектов по автоматизации в банках (88%). Более 30% участников подчеркивают необходимость предоставления 100% банковских услуг в онлайн формате. Также ключевым фактором стало увеличение скорости вывода на рынок новых ИТ-продуктов в ситуации стремительно растущей конкуренции.
Сергей Русанов, член правления, руководитель ИТ-блока банка “Открытие” особо выделяет тот факт, что повышение степени автоматизации бизнес-процессов способствовало уменьшению количества рутинных операций для сотрудников и клиентов. “Это заполнение заявок на кредит из сканов предоставленных документов, внедрение чат-ботов, интеграция с ЕСИА и многое другое”, — пояснил Русанов.
Какие ресурсы используют банки в проектах по автоматизации
Более половины участников исследования в процессе реализации проектов автоматизации совмещают внутреннюю разработку ИТ-продуктов с услугами внешних поставщиков. 18% банков делают выбор в пользу инсорсинга, а 16% — аутсорсинга. 80% банков, при сотрудничестве с внешним поставщиком ИТ-услуг, рассчитывают на получение технологической экспертизы высокого уровня.
Приоритетные технологии
Рост количества накопленных данных и тренд на их эффективное использование стали причиной увеличения спроса на технологии BigData (81%) и разработки на базе AI, ML (62%). Таким образом, повышается качество и скорость принимаемых решений. Также приобретают актуальность такие ИТ-продукты, как микросервисы (76%), решения на базе искусственного интеллекта и машинного обучения (62%), RPA (50%).
Виталий Лавринец, управляющий директор, руководитель управления клиентского счастья и монетизации Райффайзенбанка, видит главной целью автоматизации предоставление клиентам удобного и быстрого сервиса, работающего без ошибок. Кроме того, компания стремится создать условия, благодаря которым сотрудники, минуя рутинные операции, смогут заниматься творческими и интересными задачами.